Бизнес-игра на улучшение взаимодействия подразделений.

Слаженная работа в бизнес-процессах!

Семинар-практикум "Бизнес-процессы: описание, оптимизация и регламентация".

02-03 октября 2024. Очный формат, Москва

>> Программа, условия, заявка

Представляю вам деловую игру на слаживание внутреннего взаимодействия подразделений предприятия.
Эта игра одновременно и диагностическая, и обучающая (практический симулятор). Рекомендована при трудностях взаимодействия (и тем более конфликтах) смежных подразделений предприятия.

Оказывает мгновенное действие - осознание участниками главных принципов продуктивного взаимодействия. Дает долговременный эффект в плане укрепления внутреннего сотрудничества при выполнении бизнес-процессов и проектов.
Оглавление:
Игру можно проводить для компании (предприятия) любого масштаба: от самого малого бизнеса до крупного холдинга. А также для отдельно взятого департамента (подразделения) крупной компании.
Плохо выстроенное взаимодействие, а тем более, конфликты смежников за полномочия и ресурсы, перекладывание ответственности - это трагедия для предприятия. Страдают интересы дела, качество продукта, что приводит к прямым и косвенным убыткам. Уходят недовольные клиенты, утекают ценные сотрудники. Ресурс руководства тратится на постоянное латание "лоскутного одеяла" организации.
Знакомая картина?
Только 10% компаний благополучны в этом отношении.
В 20-30% - происходят жесткие конфликты. А в оставшихся 60-70% - низкая эффективность и продуктивность внутренней работы, что также требует проработки.
Решение есть!
Провести интерактивную игру - симулятор организационного взаимодействия.
Участниками игры являются: руководители подразделений, участвующие в бизнес-процессах и совместных проектах. Так называемые "смежники". Т.е. те, кто работает последовательно (и иногда параллельно) в общем потоке работ (бизнес-процессах) и передает друг другу по цепочке промежуточные результаты деятельности.
  • Как игра помогает, если бизнес-процессы не описаны?
    Если бизнес-процессы не регламентированы - то это гарантированный бардак, дезорганизованность и неразбериха между подразделениями.
    В это сложно поверить, но игра очень поможет даже в такой ситуации! Поскольку наведет порядок в головах руководителей и покажет им принципы эффективного сотрудничества. Ведь, как указал классик, "разруха в головах". Пусть у вас документированных бизнес-процессов нет и еще долго не будет, но после игры в головах управленческой команды закрепятся принципы и подходы к эффективной организации взаимодействия. И это уже кардинальный прорыв!
  • А если бизнес-процессы описаны? (вернее, вы так думаете...)
    И даже если бизнес-процессы описаны - то, как правило, это описание идет "по низам", на уровне операций и рабочих процедур. А на стыках функциональных подразделений остаются нерегламентированные лакуны - которые и являются источником взаимных претензий, конфликтов, перекладывания ответственности и борьбы за ресурсы и полномочия.
    Даже если компания благополучна и явных конфликтов нет, то качество сотрудничества между подразделениями все равно оставляет желать лучшего.
Длительность игры всего 1,5 - 2 часа. А эффект потрясающий!
Руководство предприятия (владельцы) и менеджеры-руководители получают не просто адекватную самодиагностику, но и опыт, проживание "правильного организационного поведения" в игре. Всегда отрадно наблюдать за участниками в момент их инсайта (озарения) - сидят/стоят, ошарашенные: "вот, оказывается, как надо было работать, взаимодействовать! что же мы сами себе вредили все эти годы?..."
Результат игры - менеджеры компании постигли коллективный дзен сотрудничества и результативности. Теперь все наладится!


Я Александр Цыганок. Консультант по управлению и организационному развитию. Консультант профессиональный, дипломированный (2009 г, АНХ), прошедших подготовку по методикам "старой доброй" школы управленческого консультирования. Подробнее в конце статьи.
Вот уже 20 лет (с 2003 г) занимаюсь бизнес-процессами, организационным консалтингом, стратегическим консалтингом.
И могу ответственно заявить: Никакой проект по бизнес-процессам, никакая стратегическая программа невозможна, если в "товарищах согласия нет", если управленческая команда - не команда, а группа людей, равнодушных (а то и враждебных) друг к другу и к предприятию в целом.
Данная игра на улучшение взаимодействия всегда выручает меня (и мою клиентскую компанию) в сложных проектах. И очень помогает моим подопечным, воодушевляет менеджеров на сотрудничество и результативную совместную работу.
Уверен, поможет и вам!

Настольная игра-симулятор взаимодействия отделов в общих бизнес-процессах, работе на общий результат.

Итак, механика игры:
За столом находятся 5-6 игроков.
Остальные – наблюдатели. Стоят вокруг стола.
Игрокам выдаются конверты с фрагментами некоторой геометрической фигуры.
Начало игры. Раздача принадлежностей
Задание игрокам – путем совместных действий собрать фигуру, достичь общего результата. При этом ставится ряд условий: что можно и чего нельзя делать во время игры.
Правила игры предписывают игрокам выполнять общее задание, но децентрализованно. Руководителя/лидера нет! Все абсолютно равны, и каждый предоставлен сам себе.

Первый цикл игры – длится 20-30 минут, иногда дольше. Участники пытаются, "тыркаются" наугад, бесцельно и бессистемно.
Процесс игры, обмен фрагментами.
Я не буду описывать ход игры в благополучных командах (где все более-менее ровно в работе и взаимодействии). Сосредоточим внимание на тех проявлениях игрового поведения, которые характерны в не очень благополучных и слаженных коллективах.
Здесь все рельефно и выпукло! Игра сопровождается конфликтами, эгоизмом, бесцеремонным вырыванием желаемых фрагментов у соседей (каждый «тянет одеяло на себя»).
Каждый «тянет одеяло на себя»
Кто-то теряет интерес к участию в игре (бросает задание, идет в отказ, сложив руки). Кто-то психует. Кто-то (редкий молодец) пытается поддержать, подбодрить коллег. Кто-то упорно пытается нарушать правила. В общем – проявляется все те поведенческие установки, которые присущи реальной повседневной работе этих людей на предприятии. Люди проявляют себя в игре так, как они ведут себя в рабочих процессах (при решении задач своего отдела и, тем более, при взаимодействии со смежными отделами).
Игра проявляет поведенческие установки игроков
Игра обнажает свойства каждой личности, персональные морально-деловые качества. А также, в целом показывает состояние оргкультуры и уровень командности/сотрудничества. Поэтому игра и является диагностической. Игрокам изнутри этого не видно, они поглощены действием. Зато хорошо видно внешним наблюдателям.
Когда первый раунд окончен, ведущий предлагает игрокам и наблюдателям осмыслить произошедшее/увиденное и выработать подходы к улучшению (ускорению времени выполнения). Игроки и наблюдатели предлагают свои идеи. Обычно при первом обсуждении никто не понимает всю глубину задачи и не предлагает правильный (концептуальный) подход.
Когда все идеи высказаны и игроки договорились о каком-то решении, цикл игры повторяется.

Вторая попытка проходит быстрее, 5-10 минут. В основном благодаря тому, что участники уже освоились с фрагментами и зрительно их запомнили. Т.е. улучшили алгоритм механистически, но не концептуально.
Ведущий предлагает еще раз подумать, как принципиально изменить подход в игре.
Секретное решение
Есть единственно верное решение, которое позволит выполнить цикл игры всего за 1 минуту, без напряжения и с удовольствием.

Как говорится - почувствуйте разницу: первая попытка 20-30 минут, вторая попытка 5-10 минут. А после внедрения секретной техники - всего 1 минута. И самое главное - в их последующей реальной работе будет соответствующий прирост эффективности/продуктивности!
В 1/3 числа проведенных мной игр участники все-таки доходят до решения своим умом. Но в 2/3 предприятий приходится подводить к решению наводящими вопросами-подсказками.
Тот сотрудник, кто сам поймет проблематику и первым предложит верное решение – большой молодец, буквально - сокровище компании, и достоин соответствующего карьерного роста.
Результат игры -
переворот в сознании руководителей (их отношения к делу, коллегам, общей цели)!
Радость и облегчение в финале. Участники познали командный дзен. Теперь все наладится!
По итогам игры, когда участники сами дошли до решения (или им решение подсказано), и когда они сыграли последний раунд по правильной концепции - происходит массовое озарение (инсайт) и осмысление внутренней организации, выполнения бизнес-процессов, командности/слаженности, ответственности за общий результат, мотивации к совместной работе и работе в целом.
Теперь подавляющее большинство, постигшее командный дзен, уже никогда не будет работать как прежде (деструктивно или неэффективно).
В заключительном слове консультант усиливает и конкретизирует эффект. Дает конкретные подсказки и рекомендации по связкам взаимодействия (на основе знаний о внутренней организации работ, бизнес-процессах, которые консультант получил в ходе диагностических интервью).

Нельзя просто взять и провести игру!

Важно понимать, что это не примитивная игра на командообразование, на "чувство локтя". В которые обычно играют на корпоративе в доме отдыха: водят хороводы или перетягивают канат, под управлением кадровика - затейника.
Данная игра - это хоть и короткая по продолжительности, но сложная по содержанию методика, которая требует экспертности, квалификации и предварительной подготовки. Ну, это как приобретение современного промышленного прибора или оборудования - обязательно требуется фирменный инженер для пуско-наладки.

Информация о ведущем/методологе.

Профильное образование отличает квалифицированного консультанта от шарлатана
Александр Цыганок
Бизнес-эксперт. Дипломированный консультант по управлению и организационному развитию (РАНХиГС, 2009 г, курс А.И. Пригожина).

Мне 47 лет, в консалтинге с 2003 г.
Моя квалификация: стратегическое управление; описание и оптимизация бизнес процессов; организационное проектирование, мотивация.

Я работаю индивидуально, как частно-практикующий консультант, поэтому стоимость услуг адекватная.

Формат проведения диагностической игры и стоимость услуги

Я провожу игру с выездом на предприятие, в Москве и окрестностях.
Для регионов - тоже есть решение. В принципе, подготовительные этапы и саму игру можно провести дистанционно, по видео-конференции. Просто это чуть дольше по времени и чуть сложнее технически.
Этапы подготовки и особенности проведения:
1) Подготовка, уточнение запроса (0,5 часа).
Уточняем проблематику в разговоре с главным боссом. Смотрим оргсхему. Определяем состав участников: в зависимости от масштабов организации, количества управленцев (подразделений), конфигурации бизнес-процессов. Количество участников игры: минимум 4 чел, максимум 12-15. Главный босс (владелец/директор) за столом не играет. Он будет наблюдателем. Я подскажу боссу, в какие моменты и на что обращать внимание.

2) Диагностические интервью (2 часа).
Непосредственно перед проведением игры я провожу мини-интервью с 3-5 управленцами (руководителями подразделений). Мне нужно уточнить для себя ход выполнения работ, схему наиболее частых связок взаимодействия. Эти интервью деловые, а не психологические. Копаться в грязном белье, внутренних дрязгах, разбирать взаимные жалобы и т.д. я не буду. Цель интервью: понять в общих чертах, как построен бизнес-процесс. Это влияет на дизайн игры (кого в какой комбинации посадить за игровой стол), на содержание заключительного слова и на выводы (обратную связь для главного босса).

3) Проводим игру (1,5-2 часа).
Для игры необходим большой стол или два совмещенных стандартных стола. Просторный кабинет или зал, где бы комфортно разместился стол, 4-6 посадочных мест для игроков и пространство для стоящих наблюдателей. Во время игры и при заключительном слове я не акцентируюсь на негативных моментах (какая бы проблемная команда ни была). И пресекаю любые попытки участников негативить, высказывать претензии, виноватить друг друга. Мы принимаем как данность (без негативных оценок) текущее положение дел, а фиксируемся на том, как хорошо станет в будущем.

4) Обсуждение с главным боссом (0,5 - 1 час).
После завершения игры, в индивидуальной беседе с главным боссом, я даю свою оценку произошедшему, обратную связь по людям. Даю прогноз на будущее, указываю на проблемные области в организации и управлении. И даю рекомендации по ближайшим целесообразным изменениям. Т.е. что нужно исправить/модернизировать, что будет способствовать лучшей организации работ. Например: требуется автоматизировать то-то и то-то, изменить систему мотивации, регламентировать полномочия и ответственность, дооснастить инфраструктуру тем-то и так-то...
Итого: 5-6 астрономических часов (в базовом варианте)
Т.о. интервью, игра и выводы укладываются в 1 рабочий день.
Для трудных случаев (предприятие крупное или со сложной структурой; сложный продукт/бизнес-процессы; высокий уровень конфликтности среди управленцев/отделов и пр.) целесообразно провести более углубленную диагностическую подготовку и разнести по времени подготовку и игру.
  • Стоимость услуги:
    35 000 руб. (очно на предприятии в Москве)
    + возможная доплата, если выезд в Московскую область.
    В сложных и критически важных случаях целесообразно расширить диагностическую часть и разнести диагностику и саму игру по времени. Стоимость будет выше. Обсуждается индивидуально.

    Проведение по видео-конференции: 25 000 руб.
    (включая изготовление и пересылку CDEKом комплекта игрового материала)

Остался один, но самый важный шаг....

Если вам важно повысить эффективность и решить организационные проблемы профессионально, безопасно (не навредив) и результативно - не раздумывайте долго, просто свяжитесь со мной. Все обсудим.

По каждому обращению предусмотрена бесплатная первичная консультация. Это ни к чему не обязывает.
При интересе к проведению игры, заполните форму:

Или напишите в мессенджер:

Чтобы не потерять контакт, подпишитесь на мои каналы:

Made on
Tilda