План работы по модулю:
Когда стратегия (концепция, план) разработана и утверждена собственником и отвалидирована (положительное экспертное заключение) консультантом, стратегические цели и показатели нужно перевести в функциональные политики (программы): что необходимо сделать в области продаж, производства, логистики, маркетинга, кадров, финансов, технического обеспечения для достижения поставленных целей? Какие ресурсы/бюджеты необходимы для реализации функциональных программ? Какую ответственность возьмут на себя функциональные руководители и какую мотивацию (вознаграждение) они запросят за свои достижения?
1) Презентация стратегии и распределение задач по отделам.
Проводится презентация стратегии от собственника для управленческой команды, с выдачей/рассылкой стратегии менеджерам в виде оформленного документа (5-10 страниц).
Всем функциональным руководителям (начальникам отделов) ставится задача: разработать план действий, каждый в своей области, для достижения общефирменных целей. Составить смету (бюджет), запросить организационные и технические ресурсы. Сформулировать встречные требования к смежникам и владельцу бизнеса. Взять личную ответственность за выполнение своего функционального плана.
Длительность 1,5 - 2 час, форма: собрание.
Участники: консультант, владелец, директор, вся управленческая команда.
2) Проработка функциональных программ руководителями подразделений.
На проработку отводится от 5 до 10 дней.
Консультант помогает менеджерам готовить программы. Примерно как научный руководитель помогает дипломнику подготовить диплом к защите.
Консультант уделяет по 1 часу на каждого. Количество руководителей может быть от 5 до 20 человек (зависит от масштаба предприятия).
Формат - дистанционный (видеоконференция с просмотром документов на экране), либо приезд консультанта на предприятие и индивидуальные встречи с каждым руководителем, по очереди.
Итого загрузка консультанта: от 5 до 20 часов.
Участники: Индивидуально: консультант + каждый руководитель.
3) Презентация, защита, согласование функциональных планов.
Проводится в режиме общего собрания (высшее руководство и 5-20 функциональных руководителей).
Консультант сопровождает все мероприятие, в роли модератора.
1-е заседание: презентация функциональных планов (по 30-40 минут на каждого).
Каждый руководитель презентует разработанный план по своему функциональному подразделению.
Функциональный план состоит из идей, мероприятий. Назовем составляющие плана - задачами.
Те задачи, которые докладчик успешно защитил перед руководством и коллегами, заносятся в меморандум заседания.
Однако, каждая задача подразделения не автономна, не изолирована. Часто для ее реализации требуется участие и других подразделений. По каждой утвержденной задаче докладчик выдвигает встречные требования к высшему руководству по обеспечению своего плана ресурсами (деньгами, людьми, технологиями и т.д.), и требования к смежникам по взаимодействию.
Руководство и указанные смежники фиксируют требования докладчика (для дальнейших взаимных согласований).
Длительность мероприятия: по количеству докладчиков. Всего от 3 до 10 часов.
Участники: консультант, владелец, директор, вся управленческая команда.
"Домашняя работа".
По итогам первого заседания всем участникам рассылается меморандум с полным списком утвержденных задач. Дается задание: провести скоринг всех задач по 5 критериям. Скоринг - это интегральная оценка (по сумме баллов). При дальнейшей реализации стратегии в первую очередь будем прорабатывать те задачи, которые набрали больше баллов (.е. в приоритете). К началу второго заседания консультант сводит присланные таблицы участников в общую картину.
2-е заседание:
Смотрим что получилось со скорингом задач. И производим ранжирование. Особое внимание на заседании уделяется тем задачам, которые приоритетны.
По приоритетным задачам проводится согласование взаимодействия, взаимных требований между смежниками (по горизонтали) и между собственником и руководителями (по вертикали).
Длительность мероприятия: по количеству приоритетных задач.
Может занять и 1, и 2 дня.
Формат мероприятия: частично - общее заседания (в части требований к высшему руководству по вертикали), далее можно распределиться по мини-группам (в соответствии с тем, кто именно с кем взаимодействует).
По итогам второго заседания у участников появляется навык согласования приоритетных задач из списка. Поэтому дальнейшее согласование оставшихся задач компания может проводить самостоятельно (по аналогии), без привлечения консультанта к очному сопровождению процесса.
Участники: консультант, владелец, директор, вся управленческая команда.
Консультант на данном этапе является методистом, фасилитатором и модератором (экспертом).
Сопровождение заседаний - это напряженная работа консультанта, требующая бизнес-экспертности и кругозора, профессионализма в организационном проектировании и управлении, а также профессионализма в управлении групповой динамикой и согласования интересов смежников.
Затраты человеко-часов и человеко-дней зависят от конкретной организации, сложности и содержания стратегии.