I. Введение в бизнес-процессы (БП).- Что такое бизнес-процесс. Понятие процессного управления.
- Обзор типологии деятельности: задачи, функции, проекты и процессы. Как они организуются и управляются. На примерах из сфер: торговля, производство, услуги.
- Преимущества процессной структуры над административной. Почему “не работают” должностные инструкции? Преимущества системы регламентации над инструкциями и положениями.
- Ориентация процессов на рынок/клиентов.
II. Организационная структура и выделение бизнес-процессов1. Виды оргструктур. Современные подходы к реструктуризации.
2. Уровни бизнес-процессов. Как выбрать глубину детализации процессов для регламентации?
3. Определение границ процессов: сквозные или в пределах подразделений?
4. Проблема взаимодействия (согласованности) работы смежных подразделений при сквозных процессах. Как устранить конфликты за ресурсы и полномочия?
5. Управление процессами (менеджер и владелец процесса).
Наш конечный результат - это текстовые регламенты процессов. Но сначала нужно определить алгоритмы процессов (схемы), затем по этим схемам выполнить оптимизацию и улучшения. И только потом - писать регламенты.III. Технология описания бизнес-процессов в виде схем (алгоритмов)1. Уровни детализации деятельности: бизнес-процесс, процедура, действие, операция …
2. Способы описания БП: кросс-функциональный подход. Описание на уровне процедур.
3. Алгоритм описания процесса, правила составления графической схемы.
4. Практическое упражнение 1: описание “черновика” схемы процесса
5. Практическое упражнение 2: проверка и детализация схемы процесса
IV. Оптимизация и улучшение бизнес-процессов(только после получения первичной схемы процесса можно её оптимизировать и улучшать)1. Основные принципы оптимизации БП.
2. Как оценить оптимальность процесса: критерии оптимальности схемы, шагов, времени, результатов, управления.
3. Оптимизация бизнес-процесса: Изменение состава и последовательности процедур; Определение областей ответственности за процедуры; Определение нормативов выполнения и др.
V. Технология регламентации БП1. Система регламентации деятельности как составляющая корпоративной культуры. Правила, нормы, традиции.
2. Система документации организации: нормативная, плановая, организационная документация.
3. Разработка регламента процесса: структура документа и требования к тексту регламента.
5. Практическое упражнение 3: на примере схемы процесса разработать текстовый регламент (фрагмент)
6. Внедрение разработанных регламентов в деятельность персонала. Алгоритм внедрения. Решение проблем при внедрении.
VI. Заключение1. Роль и место бизнес-процессов в системе управления компании.
2. Пути повышения эффективности управления.